Домашняя страница Зои Эзрохи

О ПОЭЗИИ ЗОИ ЭЗРОХИ

Евгений Лобков

Какую биографию делают нашей Рыжей!  

А. Ахматова

ПРОЛЕТАРСКАЯ ПОЭТЕССА

26 августа 1941 года Марина Цветаева написала заявление с просьбой принять её в столовую Литфонда на должность судомойки. Пока советское руководство обсуждало комплекс мер по обороне Ленинграда и Киева, отодвинув вопросы улучшения быта эвакуированных литераторов на конец заседания, - Цветаева повесилась.

26 августа 1967 года Зоя Эзрохи обратилась с просьбой принять её на должность судомойки в столовую ГИПХ1. Усвоившее горький урок руководство просьбу удовлетворило незамедлительно.

Самый короткий анекдот в СССР: «Еврей – грузчик».

«Еврейка – судомойка» - чрезмерно даже для анекдота...

....................................................................................

Я действительно был ошарашен. Девочка из интеллигентнейшей галахической семьи пошла в судомойки. Не потому, что была «отказницей» с видами на международный скандал. Просто деньги были нужны, - самой, коту и собаке.

Уверен, что муха выбралась из подливы на спасительное пюре не без помощи Зои. Оставляла на ночь бродячего кота поискать шницели. Это то, что вошло в стихи...

Для таких стихов трагическая биография - необходима. Более органичного сочетания личности и стихов я не знаю. Как Маяковский: «Я поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу». Я заговорил о романе ужасов. «Что вы! в стихи вошла едва ли десятая часть!»

К. Чуковский иронизировал над романами Чарской за нагромождение ужасов. Куда там Чарской?!

Напугать её... Пуганая, куда уж боле... Холодильник заставлен не продуктами, а лекарствами и кошачьей едой.


...буду просто разговаривать стихами я  

В. Маяковский

Родилась в писательской семье. Её мать Лидия Львовна – высокоодаренный мастер жанровых зарисовок. Правда, Лидия Эзрохи занялась писательским трудом лет на 15 позже дочери. Том ее прозы, подготовленный дочерью, вышел в свет спустя девять лет после смерти автора.

Дитя победителей. Дитя Победы. В семье были два умных старших брата 17 и 15 лет. «Задавленное, заткнутое поколение» (М. Веллер). Троечница. С трудом окончила химико-технологический техникум.

Второй химик в советской поэзии. После инженера Сатуновского. Зоя - лаборант.

Мастер производственной темы.

Ездила зимою в Коми АССР - навестить ссыльного друга-тунеядца. А надо было ехать в деревню Норинскую Архангельской области2. Не к тому тунеядцу ездила.

О национальной самоидентификации поэтессы. «Я - еврейская поэтесса в русской литературе». Я - насчет того, что еврейские поэтессы творят на винницком наречии. Еврейка - по психологическому складу, по мироощущению, по юмору...

Родительский круг общения - евреи. ИТР. Зоин круг общения - слесаря и грузчики.

Представительница еврейского народа. Но не жертв коммунистического ига, которые, питаемые американскими налогоплательщиками, воспевают: «Да разве ж в Совке мы и могли догадываться, шо бывают такие лангусты? А в американской демократии мы можем себе кушать тех лангуст каждый день!»

Зоя - особь народа жестоковыйного, с необрезанными сердцами и ушами. К безобразию «еврейско-русского воздуха» отношения не имеет. Энергию получает от кошек. Ее предки до изгнания служили в храме богини Бастет3. Спасла от гибели несколько десятков живых существ (в основном, кошек).

Вечный поиск заработка, вечная «злая халтура». Болезни, семья, животные...

Классовое самосознание - насквозь антибуржуазна. Аскетизм. Призы и премии ей не подходят. Нонкомформизм. Одинаково далека от Литинститута и от «Сайгона».

В 1991 принята по рекомендации В. Шефнера в обновленный Союз писателей, а он тут же и «развалился как мой СССР» (Вс. Емелин). В ельцинский период перешла из пролетариата в мелкую буржуазию. Торговала с лотка игрушками. В мелкобуржуазной семье бывали дни под слоганом «Сегодня едят только кошки».



Я слагаю новую Песнь песней  
Старой песни явно интересней.

1990-й год… Краткое время стихов подходило к концу.

Продавалась с 700%-ной нагрузкой (так наз. поэтическая кассета). Хорошая идея. Из сборника выдирать жалко и неинтеллигентно. Спросил: «Отдельно не продаётся?». Не пожалел. Остальных куда-то раздарил.

До сих пор помню - только у нее двухцветная обложка.

Отношение к ней на протяжении 19 лет менялось. Восторженность сменилась пятнадцатилетним периодом раздражения – собственных неприятностей достаточно, а она на меня еще свои обрушивает! Нашла Стену плача! В 2004 купил «На всякий случай» и оставил его у людей, где гостил. В 2009 нашел его там, где оставил, начал читать. Одно стихотворение – шедевр, другое, третье, двадцатое… Пришлось украсть собственную книгу.

Не любит «ленинградскую поэзию». В 1960-1970-х в Ленинграде расцвет творчества эпигонов символизма и акмеизма. Формируется тип среднеленинградского поэта, который «культурнее» московского. Более европейский, более исторический, более «литературный». Любуются Невой и своим в ней отражением. В 1990-х утверждали, что награждены «представительской» нобелевкой Бродского. Множество разных и безобразных…

У Зои почти все стихи о ней самой. Несмотря на тематику – полное отсутствие нарциссизма. «Культурных реалий» мало. Нева - объект для утопления.

Более ценен малочисленный и малопроизводительный ленинградский авангард.

У Зои ничего общего с магистральными (мейнстримными - неол.) направлениями ленинградской поэзии. Абсолютная индивидуальность. В группы или «пары», по горизонтали или вертикали не встраивается. Предпочитает реальности «милый мир разноцветных слов». К литературному процессу отношения не имеет.

Абсолютно русский поэт. Россия ей жизненно необходима.

Никогда не тратила силы на «выяснение отношений», за единственным исключением, когда ее стих пытались присвоить. Выстраиванием иерархии не занимается (тут для нее всё ясно). Атакующие, литературно-полемические стихи отсутствуют.

Предшественники - русские поэты первого ряда. Второй и последующие в формировании участия не принимали.

Стихи Зои о будущем. Фактически Зоя является автором единственного произведения, гипертекста, автобиографического романа в стихах. Ее стихи всегда соответствуют возрасту. Поэтому любой «Изборник» представляет собой набор отрывков, глав из романа. Вот именно, «по большому счёту». Книга «На всякий случай» - не сборник, даже не собрание, а единое произведение.


МАСТЕРСТВО

1995 год вышел не «пилотный», а полноценный томик избранного – «Шестой этаж». Казалось бы, вот лучшие стихи лучшей поэтессы, вот книга, которая ставит Зою Эзрохи в первые ряды...

Видимо, «неизбранные» стихи похуже? тех же щей да пожиже влей?

Ничуть не бывало!

Самый высокий «средний уровень». Как росло мастерство? А оно не росло, оно менялось. Первый период - романтический (до 1969). Второй период - зрелый. Третий период - трагический - 1981 - 1987.

Именно - мастер стихосложения. Но это, в лучшем случае - силуэт. Глаголом жжет? Слезу выжимает даже у старых циников. Зоя - стопроцентный поэт для потребителя. Учиться у нее нечему, подражать ей невозможно. Влияния на русскую и мировую поэзию (по крайней мере, пока) не оказала.

Самые живые строки, которые сочинены «в халате пестром и несвежем»...

Не жалеет оставить гениальную строфу в ординарном стихотворении. Скажем так: лучшие ее строки находятся не в лучших ее стихотворениях.

«На всякий случай» представляет нам совершенно другого автора... И не потому, что в большой книге гораздо больше биографических стихов, милых подробностей. Зоя мне говорила, что в книге отражена едва ли десятая часть истории ее бедствий.

Непонятно, был ли у большей части ее стихов замысел. Во всех стихах без труда определим тему, идею, мотив, мораль. Построены по проверенным аристотелевым канонам. Лексика - общенародная. И через сто и через двести лет почти все Зоины стихи обойдутся без примечаний. Все чувства задействованы в равной мере.

Зоя слагала «новую Песнь песней»... А блок «На всякий случай», пожалуй, ближе к Экклезиасту... Лирика, переходящая в эпос (жизнь).

«А кошки, как сказал один мой друг, - это четвероногие евреи». (Владимир Авдеев)

Стихи о собаке Альме или деревянной свинке Хрюше не менее совершенны, чем богоборческие. Магистральная тема поэтессы - кошачья. Не идеализирует своих героев и героинь. Не поддалась соблазну создать образы-соперники Кота-в-сапогах, Кота Мурра, Кота Бегемота и т.д. Кошачий эквивалент образа «маленького человека». Большая часть любовных стихов (а с середины 1980-х - все) обращена к кошкам.

Поэтесса мелких тем, пустяшных фактов.

Общее место - стихи З. Э. не отражают важнейшие общественные проблемы, не служат делу освобождения человечества... З. Э. не «воспитывает», не «формирует» свои стихи, а предъявляет их публике такими, какими родились. Довольно часто рождаются шедевры. Однако, З. Э. не вошла в «тихую» поэзию. Не думаю, что она осознанно игнорировала советскую тематику и лексику.

Её стихи самой природой сопротивляются не только печати, но и чтению с эстрады, и пению у костра, несмотря на «интимность» и, порою, «романсовость».

Если, в соответствии с требованием Зои, мы издадим ее полностью, как Блока, - в трех томах, то обнаружим, что у обоих лучше всего написаны стихи второго тома.

Пространственно-временное самосознание З. Э. Самореализация...

Мастерство Зои Эзрохи. Когда я рекламировал ее стихи, то почти всегда сталкивался с непониманием. «Но это же стихи домашнего производства». Солидный философский базис - отсутствует. Богатство словаря - среднее. Изобразительные средства - в пределах нормы. Пушкинская традиция - поставить нужное слово в нужное место. Единица стиха - не буква, не звук, а что-то еще меньшее. Эндогенный поэт «отчего-то». Все стихи отшлифованы. Нет дисгармоничных.

Везде видит поэзию. Природное понимание и распознавание.

А теперь - серьезно. К стихам З. Э. понятие «мастерство» трудно приложимо. Можем ли мы говорить о «мастерстве», о «квалификации» женщины, которая рожает красивых и умных детей? (Зоя и это умеет). Зоины стихи очень красивы, красота - их несомненное и первостепенное достоинство. Всегда – классическое триединство – времени, места, действия.

Дело не в глубине мысли (вот уж чего там почти не водится...) Дело не в остроумии, читывали более остроумных. Дело даже не в «душевности» - по вагонам поют не менее душевные тексты. Стихи совершенные. Понимает, что красивое изделие не обязательно делать из красивых материалов.

«Я сказала, что я поэтесса.
- Ты??
- Я.
- Стихи разве дома сочиняют?
- А где же по твоему?
- В специальном доме.»

Семилетний Матвей был поражен. Он считал, что стихи сочиняют в специальном доме. Дети практичнее родителей. Ребенок, конечно, еще не имел понятия о домах творчества, домах литераторов и пр., но природный ум (чутье?) подсказывал ему, что стихи - это не блины, а изделие сложное, требующее соответствующих условий и оборудования. Про стихи Зои никак нельзя сказать, что они написаны «в специальном доме». Немыслимо представить себе Зою Эзрохи с докладом «Поэзия - обрабатывающая промышленность».

Политическим мыслителем и поэтом не является... Политические стихи не то чтобы неудачны. Они вредят образу автора - героини эпоса. Её немногочисленные антисоветские стихи не лучше ненаписанных советских.

Кстати… о любви к родной стране стихи есть. И о ненависти к войне – тоже.


1970-е... Начало 1980-х...


Трибунная поэзия притихла,  
А «тихая» криклива: «С нами Фет!»

Е. Евтушенко.

В это время возобладали классовые критерии. Позорные Евтушенко и Вознесенский писали стихи о Ленине. Настоящие поэты избирательны в темах - Самойлов, Левитанский, Мориц, Чухонцев, Кушнер...

Не была в Комсомоле. Родилась бы лет на десять позже - подверглась бы принудительному приему.

Могла напечатать сборник, если бы пошла на уступки, и написала пару-другую «паровозов»? Нет.

Зоя Эзрохи - ни строчки о Ленине, о Баме, о крейсере «Аврора»...

Но в 70-х многим печатаемым удается избегать советских реалий.

Но чего-то не хватало... Не хватало - культурности. В брюсовском понимании этого слова. Отказ от политизации, от коллаборационизма с властью и совписом.

Тема труда в поэзии Зои Эзрохи противопоставлена всей советской поэзии. Нелюбовь к работе.

Запредельные открытость и конкретность.

Для раскрытия предельно трагической темы использует частушечный хорей.

«Вот это - настоящий разговор с Богом! Давно господу так не влетало» (М. Горький)

Богоборческие стихи... Библейский цикл - единственные стихи не о современности.

2010-1012


1 Государственный институт прикладной химии
2 Место ссылки Иосифа Бродского
3 Богиня-кошка в древнеегипетской мифологии

Евгений Лобков - интересный и симпатичный, и я ему благодарна за отношение к моим стихам, но тем не менее... вот мои претензии к статье:

Родилась в писательской семье. Её мать Лидия Львовна – высокоодаренный мастер жанровых зарисовок. Правда, Лидия Эзрохи занялась писательским трудом лет на 15 позже дочери. Том ее прозы, подготовленный дочерью, вышел в свет спустя девять лет после смерти автора.
Ну нет. Нельзя сказать, что в писательской семье! Ну никак! Отец вообще не имел отношения к книгам, а для мамы это было третьестепенное... и даже более, вернее менее степенное...
(Вообще-то в лит. тексте лучше числа писать буквами)

«Еврейка – судомойка» - чрезмерно даже для анекдота...
Да что так зациклено на посудомойстве? У меня было много не менее «анекдотичных» работ – почтальоном (с 16 лет, даже справка где-то есть), подсобницей на фарфоровом ломоносовском заводе, подсобницей на мебельной фабрике (не меньше двух лет, много впечатлений), в садово-парковом хозяйстве (полола, сажала, сено убирала и пр.), постоянно – уборщицей, окномойкой, на аттракционах в Приморском парке культуры, на главпочтамте сортировщицей (каждый праздник)...... А торговля? Нет больше поэтов-торговцев, один Рембо, да и то к тому времени он уже перестал писать.

Если, в соответствии с требованием Зои, мы издадим ее полностью, как Блока, - в трех томах
Да никогда! Мне все, узнав о толщине книги, предлагали три тома, насколько легче это было бы издать, но я категорически стояла и стою на том, что всё должно быть ПОД ОДНОЙ ОБЛОЖКОЙ.

Учиться у нее нечему
Ну уж? Учиться всегда у всех и у всего есть чему!

«Что вы! в стихи вошла едва ли десятая часть!»
Пожалуйста, не надо мне приписывать прямую речь! Не моя интонация, не моё построение фразы!

Второй и последующие в формировании участия не принимали.
? Принимали абсолютно все.

Когда я рекламировал ее стихи, то почти всегда сталкивался с непониманием. «Но это же стихи домашнего производства».
Ну это уж такое у Вас окружение. Когда Кузьминский показывал своим друзьям, совсем другая была реакция – понимание. Меняйте окружение. Хотя (извиняюсь за нетактичность) я уверена, что каждый имеет то окружение (и вообще – ту судьбу), какого достоин.
(Если честно, то да, такая реакция на мои стихи распространена, Колкер тоже об этом писал)

Я - еврейская поэтесса в русской литературе».
НИКАКОЙ ПРЯМОЙ РЕЧИ!!!!!!! Не могла я ТАК сказать! «Поэтесса»! «В русской литературе»! «еврейская»! (((( И вообще, мы – русско-еврейские.

В семье были два умных старших брата 17 и 15 лет.
Братья особым умом не отличались.

«Задавленное, заткнутое поколение» (М. Веллер).
Поколение как поколение. (моё мнение, Вы имеете право на своё)

Троечница.
Я не была троечницей!!!!! Мои отметки – двойка и пятёрка! Способная, но ленивая. Вернее, ленивая, но способная. Как-то у меня в семестре по физике было 23 двойки (и больше ничего), к экзаменам допустили только после того как делегация из подружек ходила к директору с ходатайством, а на экзамене как физик (взаимная нелюбовь) меня ни гонял, ничего не мог поделать, повторял расстроенно: «Прекрасно...», «Прекрасно...», поставил четверку, хотя придраться было не к чему.

Не любит «ленинградскую поэзию».
Как это? Здрасти. Слепакова Кушнер Семенов Шефнер Ширали.......................

Никогда не тратила силы на «выяснение отношений», за единственным исключением, когда ее стих пытались присвоить. Выстраиванием иерархии не занимается (тут для нее всё ясно). Атакующие, литературно-полемические стихи отсутствуют.
Да склочнее меня трудно найти! Я очень даже выясняла! Я завистливая. Может, потому и писать перестала, что обиделась, что меня не оценили... А вот в фотосайте сразу отклики и оценки.

Атакующие, литературно-полемические стихи присутствуют («Конференция», «Оживший Пушкин», «В шоке» и наверняка ещё есть)

И не «пытались присвоить» стих (стихотворение), а таки присвоили, да ещё как присвоили!

Лангуст...
А я селедки приемлемой не нашла в Иерусалиме, и это одна из причин...

Родительский круг общения - евреи.
Почему же? Зачем так? Вовсе не только евреи!

антисоветские стихи не лучше ненаписанных советских.
Ну уж... «Вечный огонь», «Чудовище»... Да и бытовые антисоветские, где я сов. власть ругаю, тоже неплохие.

Не была в Комсомоле. Родилась бы лет на десять позже - подверглась бы принудительному приему.
Меня ещё как пытались заставить... с большим трудом отбивалась. Мама сказала, чтобы ни за что не вступала.

Критика
Зоя Эзрохи
Телефон 7-812 591-4847
Константин Бурков
2013 октябрь 09