Домашняя страница Зои Эзрохи

О КНИГЕ ЗОИ ЭЗРОХИ «ШЕСТОЙ ЭТАЖ»

Алла Михалевич, Санкт-Петербург, февраль 1996 г.

Говорят, что, раскрыв книгу С. Довлатова, ее уже невозможно не дочитать до конца. То же самое относится и к книге стихов Зои Эзрохи. Словно просто говоришь с нею, слушаешь ее любимую «болтовню». В книге есть все - высокое и низкое, вся наша жизнь, «все до последнего дюйма», детали быта, увиденные Зоиными глазами - глазами поэта, освещенные новым вечным смыслом, вставшие в библейский и исторический ряд жизни многих поколений.

Есть неожиданность мысли, и всюду сверкают, как блестки, точные, только ею найденные рифмы, так «блестит русалья чешуя в кошачьем золотистом глазе».

...Чем отличался он от прочих кукол?
Поистине, ничем не отличим,
Он также спал, сосал, пищал и пукал,
Но я склонялась именно над ним...

И мы видим Зою как современную Мадонну. Этот образ проходит через всю книгу; когда она учит Марию, как уберечь сына, говорит с нею на равных. Все, к чему прикасается Зоя (любой хрестоматийный образ) оживает. Соединить Деву Марию с президентским налогом может только большой поэт.

Какая потрясающая жажда жизни, любовь к жизни, к любой лапке - будь то лапка кошки или паука! Зоя с легкостью переносит нас на крыльях своих стихов из тяжелого быта, душной квартиры, «от проклятых автобусов и поликлиник» в мир травинок и милых букашек. А прелестное стихотворение о поденках! Мне как биологу удивительно, что его художественная образность живет рядом с такой научной точностью («и отсутствуют рты и желудки в их конструкции тела простой»), что хоть используй это стихотворение об «уникальных тельцах» в определителе насекомых!

Зоя поэтической властью меняет устоявшиеся масштабы и пропорции.

Когда до неба ближе, чем до дома,
Когда ромашка выше, чем сосна...

Ее вселенная там, где «других галактик нету - лишь в небе звездочки видны». Ее маленький дом вырастает до размеров страны:

Мой дом стоит передо мною,
Тая уютнейшее логово.
Мой дом является страною
Прекрасней очень-очень многого.

Ее стихи, ее простые рисунки пленяют юмором, с которым она относится к себе.

Александр Кушнер говорит, что труднее всего написать стихи о работе. Зоя справляется с этим блестяще. Ее стихи о химической посуде, о картотеке, о работе лаборантом и посудомойкой - стали уже классическими и давно известны в петербургской поэзии.

Это книга о вечности и о нашем смутном времени («где страшный тип сморкался наземь, не забывая никогда, что предок был великим князем и холодна в Днепре вода...»), когда «все дышит озверением и лишь у кошек человеческие лица».

Книга выстроена очень удачно, на мой взгляд - безупречно. Несколько коротких, незаконченных, не наполненных прежней жизнью стихов показывают, как замирал ее пульс, почти прерывалась жизнь. И к концу книги - новый мощный подъем, сила, страсть, бунт. Вызов Богу.

...Или - любы кровавые страсти?
Отберем управления пульт:
Налицо превышение власти
И божественной личности культ!..

И все удается Зое, потому что она так любит своего «идола» - язык, так чувствует его. Недаром посвящено ему Зоей столько стихов. Читая Зоины стихи, мы не можем не наслаждаться языком вместе с нею: «ходят в бары эти бары...», «так же, как образа и обрезы уживаются в русской избе...» Цитировать можно без конца.

Повторяю - раскрыв книгу, невозможно не дочитать ее. А дочитав - хочется вернуться к ней снова.

Критика
Зоя Эзрохи
Телефон 7-812 591-4847
Константин Бурков
2006 январь 01